Детский сад

 АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

  После 3-х лет игра со сверстниками становится одним из основных факторов развития ребенка.

В игре он учится лидировать и подчиняться, проявлять активность и уступать, договариваться и отстаивать свои интересы...

И как раз в этот возрастной период большинство детей идёт в детский сад. Безусловно, отрыв от мамы и родного дома — весьма значимое событие для ребенка. Рушится привычный образ жизни. Новые взрослые, новые дети, новые правила… И ко всему этому нужно привыкать! Обычно для крохи – это первый опыт серьезных изменений и адаптации к ним.

Адаптация — это физиологическое и психическое приспособление к новым условиям, в ходе которого могут нарушаться: эмоциональное состояние, аппетит, сон, настроение, двигательная активность, восприимчивость и прочее. К счастью, все физиологические и психические процессы ребенка очень подвижны и пластичны, и он способен адаптироваться практически к любой обстановке, в том числе и детсадовской. И все-таки период адаптации для всех детей проходит по-разному. Кто-то быстро привыкает к воспитателям, сразу обзаводится друзьями и в дальнейшем каждое утро с радостью бежит в детский садик, предвкушая множество интересных занятий и веселых игр. А кто-то и через год воспринимает свое пребывание в детском саду как тяжкую повинность и радуется, когда посещение этого малопривлекательного для него детского учреждения отменяется из-за очередной простуды.

Существует три основных варианта адаптации: Первый вариант адаптации (адаптация длится от 7 до 21 дней) С утра, при расставании с мамой, ребёнок плачет, но быстро отвлекается и успокаивается после её ухода. Малыш идёт на контакт с воспитателем. Интересуется другими детьми, но инициативу проявляет не всегда. В течение этого времени у ребенка могут быть незначительные ухудшения аппетита и сна, которые, впрочем, быстро проходят. Может подвергнуться простудному заболеванию. Второй вариант адаптации (адаптация длится от 1 до 6 месяцев) Сон и аппетит восстанавливаются только через 3-4 недели.Малыш с трудом расстаётся с мамой, в группе может быть плаксив или отчужден. Мало разговаривает. Если с кем-то общается, то очень избирательно. Может выбрать одного любимого воспитателя и контактировать только с ним. С детьми – в основном, наблюдение со стороны или выборочное ситуативное общение. Возможны: изменения со стороны вегетативной нервной системы (бледность, потливость, тени под глазами), проявления диатеза, простудные заболевания. Третий вариант адаптации (адаптация длится от 6 месяцев до 1 года). В течение первых двух-трёх месяцев сон малыша сильно нарушен: он подолгу не может заснуть, часто просыпается и снова засыпает, мало спит, встает со слезами. Аппетит и работа желудочно-кишечного тракта также нарушены. Могут появиться рвота, запоры, ребенок ест плохо и избирательно. Замедляется прибавка в весе.Малыш часто и подолгу болеет. Эмоциональное состояние весьма не устойчиво.Во время пребывания в детском саду ребенок находится в подавленном настроении, малоподвижен, ни с кем не идёт на контакт и не хочет играть. После ухода мамы он долго плачет и не может успокоиться или, наоборот, может расплакаться тогда, когда за ним пришли. Даже при длительной адаптации постепенно должны начать появляться пусть чуть заметные, но улучшения (хотя возможны и регрессы, особенно после болезни). Если улучшений не наблюдается, нужно понимать, что адаптивные механизмы ребенка не справляются со своей задачей, и ему нужна активная помощь, например, психолога или невропатолога. Возможно, что ребенку не подходит именно этот детский сад (воспитатели, обстановка в группе), или малыш пока «не дорос» до него, или он просто «не садовский ребенок». Итак, у всех детей адаптация проходит по-разному, и как она будет происходить, никто заранее предугадать не может. Осложняют процесс адаптации: — проблемная беременность; — ошибки в воспитании (чрезмерная опека или, наоборот, чрезмерная требовательность к ребенку), сильная эмоциональная привязанность ребенка к матери; — некоторые личные качества родителей малыша, например, тревожность, необщительность; — хронические или врожденные заболевания, частые простуды.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками. Желательно обучить ребенка до начала посещения детского центра элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в детском саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению. Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада, однако делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.). Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам. Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в детский сад ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно. Период адаптации к детскому саду проходят не только дети, но и родители. Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем. По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в детский сад, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений. Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в детском саду могут возобновиться после болезни, праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду, либо в течение какого-то времени, по договоренности со специалистом, устраивать перерыв в середине недели. Как мы видим из вышеизложенного, в среднем, привыкание к детскому саду занимает от одного месяца до полугода. В этот трудный для ребенка период ему необходима помощь родителей и воспитателей. Период адаптации можно считать завершенным, если: — аппетит и сон малыша нормализовались; — утром он просыпается в хорошем, приятном настроении, и с таким же настроением идет в детский сад; — придя в группу, ребенок отпускает маму без слез (он теперь твердо знает, что за ним обязательно придут в положенное время, что здесь он в безопасности, и этого вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя спокойно); — охотно идет на контакт с воспитателями; — с удовольствием играет с другими детьми, проявляет инициативу в играх и во время занятий; — после детского сада охотно рассказывает родителям о событиях прошедшего дня. Для того чтобы увериться, что адаптация к детскому саду благополучно завершилась, поговорите с воспитателями.